УАЗ Пикап 2014
УАЗ Pickup (УАЗ Пикап) – 4-дверный пикап класса «К4». Рестайлинговая версия модели УАЗ Pickup. Автомобиль дебютировал осенью 2014 года.
УАЗ Pickup (УАЗ Пикап) – 4-дверный пикап класса «К4». Рестайлинговая версия модели УАЗ Pickup. Автомобиль дебютировал осенью 2014 года.
Это не преувеличение. Любой сегодняшний дизельный внедорожник можно назвать трактором только в шутку. УАЗ «Патриот» с дизелем ЗМЗ-51432 оправдывает это название практически полностью. Мы опробовали версию на тяжелом топливе с кузовом пикап.
С дизайном спортивно-грузовой модели на заводе, как я понял, особенно не заморачивались. Просто «отпилили» часть кабины, приварили стенку с окном и на освободившуюся часть рамы установили кузов. Нет, раму на самом деле удлинили, и пикап превосходит стандартный «Патриот» по длине кузова на 340 мм, а по величине колесной базы на 240 мм. Колея передних и задних колес, а также ширина и высота у двух моделей одинаковы.
Легковой грузовичок
Несмотря на небольшую разницу в габаритах, пикап выглядит гораздо более массивным и даже громоздким, чем «Патриот». «Весомость» ему придает грузовая платформа, которая даже с обычной крышкой выглядит очень внушительно. Да, собственно, она и наиболее вместительная среди моделей-одноклассниц. Ее внутренние размеры 1400х1500х650 мм, полезный объем – более 1,3 кубометра. А если установить на борта кунг высотой с кабину…
Сразу отметим преимущества грузового отсека. Во-первых, это пластиковая облицовка. Она здесь просто необходима, без нее лакокрасочное покрытие металла под воздействием различных грузов быстро протрется, и начнется коррозия, стойкость к которой у ульяновских моделей, несмотря на все нововведения, пока не слишком высокая. Второй плюс: пластиковые панели можно при необходимости снимать и заменять по частям. Третье: пока заперта крышка, невозможно отпереть и откинуть задний борт. Стеклопластиковая крышка запирается на замок, но большой необходимости запирать ее нет: для отпирания надо надавить на личинку замка с ТАКОЙ силой… в общем, не всякий догадается, что замок не заперт. Говорят, что со временем замок разрабатывается, и процесс отпирания облегчается. На относительно новом автомобиле я не мог открыть крышку два дня. Попутно обнаружил, что, если крышка отпирается легко, значит, не защелкнулся один из боковых ее замков. Это происходит не так уж редко.
При прогреве двигателя бортовой компьютер выдает… только не пугайтесь: 30-литровый расход топлива!!! В движении он начинает постепенно падать – до 20-ти, затем 18-ти, затем 15-ти литров, пока не останавливается примерно на девяти. Да, понимаю, это дизель, ему требуется набрать рабочую температуру, происходит это долго, но не настолько же…
На откинутом заднем борту можно сидеть и стоять, он спокойно выдерживает вес человека. Несмотря на массивность, сам борт не тяжел, как и огромная пластиковая крышка. Внутри кузова вполне можно устроиться на ночлег, причем, даже не одному (с собакой точно), однако захлопнувшуюся крышку нельзя будет открыть изнутри: «американского замка» здесь не предусмотрено. Да, ни в коем случае не возите в кузове собаку! Помещение здесь хоть и просторное и даже не совсем герметичное (как у всех пикапов), но животному все равно будет плохо: тряско, темно и душно. Если собака вам друг, размещайте ее в салоне.
Чем грузовой отсек не понравился, так это сложностью замены лампочек в задних фонарях. Для этого понадобится снимать крышки, очень прочно зафиксированные пластмассовыми пистонами – такими же, какими прикреплены к кузову пластиковые панели внутренней облицовки. Тут не обойдешься без специального инструмента-съемника, да к тому же нескольких запасных пистонов, так как при демонтаже они наверняка будут ломаться.
Задний свес пикапа ощутимо длиннее, чем у стандартного «Патриота», в нем разместилось запасное колесо. Механизм его снятия такой же, как у коммерческих моделей УАЗа (см. фото), то есть, легкодоступный. Будь я владельцем такого автомобиля, постарался бы придумать какую-нибудь защиту для открытого всем посторонним глазам болта. Колёса нынче дороги. А еще – сразу после покупки не поленился бы и снял все пластиковые панели облицовки кузова и промазал металл толстым слоем битумной мастики. Или заказал бы эту услугу в дилерском центре.
Что у нас в салоне? Тот же «Патриот»? Не совсем: сзади всё по-другому. Во-первых, здесь гораздо меньше места в длину. Колени пассажиров, правда, еще не упираются в спинки передних кресел, но ощущение тесноты присутствует. Подогрев задних сидений в версии Limited наличествует, но дополнительного отопителя и воздуховодов нет. Да они, впрочем, особенно и не нужны: салон меньшего объема и от штатной «печки» прогревается быстро.
Подушку заднего дивана можно приподнять по частям и обнаружить под ней небольшие отсеки для дорожных принадлежностей. Отсеки небольшие – а ведь когда-то, на первых пикапах, они были просто огромными. Подняв подушки, пробую уложить на них спинки – не выходит: нет места по длине. Таким образом, спинки можно наклонять только для того, чтобы разместить что-нибудь за ними. «Чего-нибудь» может быть и много: места здесь предостаточно. Многие пикапы позавидуют этому полезному объему.
Передние сиденья такие же, как в «Патриоте»: тонкие, плоские и жесткие. Боковая поддержка минимальная. Спать на них неудобно: если не полениться вращать тугие рукоятки, то через целую вечность можно отклонить спинки назад и уложить на подушку заднего дивана, причем, подголовник почти достанет до спинки. Если сзади путешествует собака, особенно большая, ей будет тесновато. Что уж говорить про людей. В общем, салон уазовского пикапа предполагает отдых пассажиров только в сидячем положении.
Задние пассажирские двери пикапа ?же, чем аналогичные двери «Патриота», поэтому забираться в салон труднее. Боковые подножки немного облегчают дело. Нагрузку в размере веса человека они выдерживают, а вот от контакта с грунтом на бездорожье могут и пострадать. Ведь подножки здесь не «силовые» (из труб), как на предыдущих версиях «Патриотов», а более «щуплые». Кстати, напомним, что в ходе последнего рестайлинга изменилось и крепление переднего бампера: теперь он крепится непосредственно к кузову (крыльям), а раньше – к раме.
Мне, честно говоря, больше нравится предыдущая версия – с «сетчатой» фальшрадиаторной решеткой. Новые фары со светодиодными вставками кажутся слишком игривыми для серьезного, «мужского» автомобиля, и уж особенно для пикапа. Понимаю, что они способны экономить электроэнергию, вырабатываемую генератором, но… ничего не могу с собой поделать. Кстати, насчет электроэнергии. Бортовой компьютер в пикапе, такой же, как в обычном «Патриоте», так вот, зарядное напряжение он выдает, скажем так, без запаса: 13,6 – 13,8 В. Генератор «Газели-NEXT» предлагает 14,2-14,4 В, примерно столько же у ВАЗовских моделей и японско-российских «Датсунов». А вот мой собственный пикап зарубежного производства дарит целых 14,8 В, даже при полной нагрузке (максимуме включенных электропотребителей).
Список оборудования комплектаций Limited у пикапа и стандартного «Патриота» не различается. Однако в конструкции есть различия, например, у пикапа карданный вал не цельный, как у стандартного «Патриота», а состоящий из двух частей и имеющий промежуточную опору с подшипником. Подвески и тормоза аналогичные, вот только в приводе тормозов задней оси применен механический «колдун» - регулятор тормозных сил, препятствующий более раннему «схватыванию» задних тормозов по отношению к передним. В стандартном «Патриоте» вместо «колдуна» применяется система распределения тормозных сил EBD.
На тяжелом топливе
Ну, и главное различие двух тестовых ульяновских машин состояло в том, что под капотом «Патриота», побывавшего у нас на тесте, был 2,7-литровый 128-сильный бензиновый мотор, а под капотом пикапа – дизельный двигатель ЗМЗ-51432.
Этот мотор имеет рабочий объем 2,2 л и мощность 114 л. с. Он оснащен системой непосредственного впрыска топлива в цилиндры и турбонаддувом с промежуточным охлаждением воздуха. Максимальная мощность развивается при 3500 об/мин, а пик крутящего момента (270 Нм) достигается на «полке» от 1800 до 2800 об/мин. В системе питания применены топливная рампа, насос высокого давления, электронный блок управления, электрогидравлические форсунки и свечи накаливания Bosch, а также турбокомпрессор фирмы «F-Diesel Power».
Это, так сказать, официальная сторона дела. На практике выглядит моторный отсек так, будто его компоновали любители в гаражной мастерской. О какой-либо технической эстетике речь не идет: под капотом вас встречает густое хитросплетение шлангов, труб и патрубков. Некоторые из них проложены попросту неудачно, например, верхний патрубок радиатора трется о компрессор кондиционера, и потертость уже заметна невооруженным глазом. Ждем сквозной прорехи и протечки? В другом месте жгутик электропроводки, правда, в защитной оплетке, зафиксирован «хвостиком» винтового хомута. Пусть оплетка протрется не так скоро, как резина патрубка, но, во-первых, это все же произойдет, а во-вторых, выглядит это место откровенно кустарным, небрежным.
Экологический класс мотора – Евро 4, и это, как и конструкция двигателя с системой common rail, налагает определенные ограничения на использование топлива и моторного масла. Лучше заправляться на брендовых АЗС, где есть хоть какая-то гарантия качества топлива, подозрительных же заправок лучше избегать: плохая солярка может вывести из строя форсунки, а также окислительный нейтрализатор в системе выпуска отработавших газов. Учитывая сложность компоновки моторного отсека, можно предположить, что на замену тех же форсунок уйдет немало нормо-часов.
Что касается моторного масла, то его класс качества по API должен быть CF-4, либо выше. Масло должно быть обязательно синтетическим 5W30 или 5W40. Замену моторного масла рекомендуется проводить через 10 тысяч километров, а при эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях – через 7500 километров. А вот масляный фильтр, устанавливаемый на заводе, необходимо заменить после первой тысячи километров пробега. Рекомендуемые фильтры – фирмы «Колан», разработанные специально для моторов ЗМЗ. Их приятная особенность – фильтрующий элемент на перепускном клапане.
Соответствие эконормам Евро-4 – это, конечно, хорошо, но только на бумаге. На эксплуатационных качествах мотора эти нормы сказываются, скорее, отрицательно. На «полке» максимального момента автомобиль… не едет. При неспешном движении в городе, конечно, можно менять передачи и при 1500 об/мин, и даже ниже. Но едва поток автомобилей на улице наберет скорость, как «низов» станет недостаточно. Подобное ощущение возникает и в тяжелых условиях – на бездорожье или на подъеме в горку.
Но еще до выезда на городские улицы дизель шокирует вас тремя вещами. Во-первых, при прогреве он не ревет и не рычит, а просто гремит. Невероятно шумный агрегат! Во-вторых, прогревается он о-очень долго, стрелка тахометра зависает на отметке 1200-1300 об/мин и не спешит вниз. Удивившись, что прогрев продолжается так долго, я даже обратился к сотрудникам пресс-парка, но они заверили, что с автомобилем все нормально, и вскоре обороты придут в норму. Это «вскоре» наступило только через несколько минут движения. Владея собственным дизельным автомобилем (корейского производства) уже четыре года, я привык к тому, что после пуска в любой мороз обороты двигателя очень быстро снижаются до 1000 и даже до 900, к тому же и мотор не ревет так натужно. Экологический класс у него такой же, как у дизеля УАЗа: Евро 4.
Ну, а третьим вас шокирует борткомпьютер, выдающий при оборотах прогрева… только не пугайтесь: 30-литровый расход топлива!!! Только в движении он начинает постепенно падать – до 20-ти, затем 18-ти, затем 15-ти литров, пока не останавливается примерно на девяти. Да, понимаю, это дизель, ему требуется набрать рабочую температуру, происходит это долго, но не настолько же… Да и мороз на улице в дни теста был не особенно силен: от силы пять градусов ниже нуля. А если будет холоднее? Уазоводы частенько устанавливают устройства предпускового подогрева, в том числе отечественного производства. В этом случае ЗМЗ-51432, по их словам, без дополнительных ухищрений (и даже без добавления в солярку антигеля), только на родных свечах накаливания, уверенно пускается до -20 градусов. А вот дальше… Простейший способ повысить надежность пуска – утеплить радиатор.
Городское ускорение у бензинового и дизельного автомобиля примерно одинаковое (с 60 до 80 км/ч на четвертой передаче за 8 с, на третьей – за 6), а обгонная динамика у дизельной версии лучше. С 80 до 120 км/ч на четвертой передаче она разгоняется за 14 секунд. Но на этом ускорение заканчивается. Дело в том, что при 100 км/ч дизель уже ревет на 3000 об/мин, то есть, за гранью «полки» максимального крутящего момента. При 3500 об/мин подобие набора скорости еще сохраняется, но назвать его разгоном уже нельзя.
Двигаться по городу на чрезмерно высоких оборотах холостого хода очень некомфортно. Автомобиль то и дело норовит прыгнуть вперед, слегка помогает лишь то, что педаль «газа» у него (как и другие педали) тяжелая, «мужская». Но по мере прогрева ситуация улучшается, и управлять динамикой становится легче. Как управлять собственно автомобилем? Труднее, чем стандартным «Патриотом». Пикап ощущается, как более тяжелый и громоздкий, и это не удивительно, ведь он длиннее. Руль – такой же неинформативный и «длинный» (около четырех оборотов от упора до упора), к тому же установлен криво, в «нуле» градусов на 30 повернут вправо. Вроде бы, мелочь, а управлять неприятно и сильно портит впечатление об автомобиле. Желающие, конечно, легко установят руль в правильное положение. Но вообще-то это должен делать завод.
На прямой пикап стоит лучше стандартного «Патриота». Дело в более длинной базе? Да, но не только в ней. По моим ощущениям, у тестового автомобиля были правильно отрегулированы углы установки передних колес. Кстати, есть мнение, что у машин с неразрезным передним мостом эти углы не регулируются. Это не так. Штанга регулировки схождения видна невооруженным глазом, стоит только заглянуть под передний бампер.
В поворотах пикап ощущается как валкий. Резко бросаться в стороны на нем не рекомендуется. Обзорность вперед и по сторонам отличная: ветровое стекло, а также стекла дверей и наружные зеркала здесь огромные. Обзор назад достойный только через наружные зеркала, часть внутреннего «съедает» крышка кузова, которая возвышается примерно на 15 см над бортами. При парковке это может мешать, да и вообще на пикапах парковаться задним ходом трудно, ведь за высоким задним бортом может легко притаиться любой легковой автомобиль. Вы спросите, а как же камера заднего вида? В комплектации Limited она присутствует, как и на «Патриоте». И исправно работает, благо, ничто не загораживает объектив. Понятно, надо следить за его чистотой, иначе на экране мультимедиасистемы будет отображаться лишь серый туман.
А вот парктроника у этого автомобиля нет и, к сожалению, не может быть. Некуда его установить, снизу под задним бортом – только металлический противоподкатный брус. Бампера в стандартном понимании этого слова нет. Установить парктроник в железный брус нельзя, от него будут они помехи, а больше никаких подходящих мест здесь нет.
Но камера, в принципе, позволяет обходиться без парктроника. Для этого следует поближе познакомиться с ее работой. Подкатывайтесь задним ходом к препятствию, выходите и смотрите (а мы посмотрим на снимок). «Глазок» камеры находится строго над противоподкатным брусом. На нашем фото брус как будто бы находится над бордюрным камнем. На самом деле расстояние там еще около 30 см. В общем, можно наловчиться и парковаться безопасно.
При парковке задним ходом впритык к другим автомобилям, например, на стоянках торговых центров, следует учитывать, что задний борт имеет длину около 70 см. При такой высоте перекидывать вещи через него неудобно, приходится открывать.
Кузов предлагает владельцу практически неограниченный простор для погрузки походного и спортивного снаряжения. К большому сожалению, мне не довелось отправиться на тестовом автомобиле хоть в сколь-нибудь далекое путешествие и загрузить его поклажей. Но по трассе пикап все-таки прокатился. И хотя продемонстрировал лучшую курсовую устойчивость, чем Патриот», в динамике проиграл существенно.
И виной всему даже не дизель, а… коробка передач! Нет, у меня не возникло претензий к ее работе, передачи переключались четко, без ошибок и значительных усилий. Проблема в подборе передаточных чисел и вообще в количестве передач. Пятиступенчатая «механика», в целом, неплохо подошедшая бензиновому 128-сильному мотору, просто, без изменений, перекочевала и на дизель – и оказалась не ко двору. Здесь просто катастрофически не хватает шестой передачи! Разгон происходит даже чуть интенсивнее, чем на «Патриоте». То есть, городское ускорение у двух автомобилей примерно одинаковое (с 60 до 80 км/ч на четвертой передаче за 8 с, на третьей – за 6), но вот обгонная динамика у дизельной версии лучше. С 80 до 120 км/ч на четвертой передаче она разгоняется за 14 секунд. Неплохо, да?
Но на этом ускорение заканчивается. Дело в том, что при 100 км/ч дизель уже ревет на 3000 об/мин, то есть, за гранью «полки» максимального крутящего момента. При 3500 об/мин подобие набора скорости еще сохраняется, но разгоном его уже назвать нельзя. Да и не дизельные это обороты совсем. Будь здесь шестая передача, всё было бы в норме, высокую скорость можно было бы поддерживать именно при оборотах максимального момента. А без нее, на пятой, один только рев и откровенный «пережог» солярки. Этот дизель на трассе менее экономичен, чем в городе: 11 л на 100 км! На городских просторах в беспробочном режиме и при скоростях до 90 км/ч расход доходил до 8,2 л на «сотню». При этом, согласно паспортным данным, в городе автомобиль должен расходовать 12,5 л солярки, а за городом 9,5 л на 100 км.
«Там, где пехота не пройдет…»
Бензиновая версия пикапа комплектуется главной передачей с передаточным числом 4,625, дизельная – ГП с передаточным числом 4,11. Казалось бы, нужно наоборот – но мы имеем то, что имеем. Судя по всему, конструкторы думали о том, как повысить скорость дизельной версии на шоссе. Существенно повысить ее не получилось, к тому же автомобиль потерял в тяге на бездорожье. Это очень заметно при прохождении раскисшей глины, мокрой травы, талого снега. Основную массу препятствий при внедорожных испытаниях пришлось брать с хода. Впрочем, автомобиль порой творил такие чудеса, в которые просто не верилось. Так, он сумел взобраться на скользкий подъем, по которому я не смог пройти пешком.
Полный привод на пикапе включается теперь так же, как и на стандартном «Патриоте». Для включения режима 4Н поворачиваем шайбу-селектор до нужного положения, можно даже на ходу, но на небольшой скорости. Вручную замыкать колесные муфты-хабы теперь не требуется: они подключены постоянно. Для включения понижающей передачи следует полностью остановить автомобиль, установить рычаг коробки передач в нейтральное положение, отпустить педаль сцепления, повернуть селектор в положение 4L, «прожать» его по часовой стрелке до упора (нефиксируемое положение) и подержать так около пяти секунд. На панели приборов должен загореться соответствующий символ. Передаточное число «понижайки» у пикапа, как и у «Патриота» - 2,542.
Всё понятно и несложно, за исключением одного: символы 4Н и 4L почему-то загораются не всегда. Как не всегда и включаются те или иные режимы, хотя, вроде бы, обращаемся мы с трансмиссией правильно, строго по инструкции. Несколько раз приходится выключать зажигание и вновь повторять необходимые операции. На тестовом «Патриоте» такого не случалось ни разу. Все-таки качество сборки и комплектующих у этих автомобилей очень разное.
Передняя часть салона пикапа такая же, как и у «Патриота». Сзади всё по-другому. Во-первых, здесь гораздо меньше места в длину. Колени пассажиров, правда, еще не упираются в спинки передних кресел, но ощущение тесноты присутствует. Подогрев задних сидений в версии Limited наличествует, но дополнительного отопителя и воздуховодов нет.
А в чем сходство, так это в поведении на бездорожье штатных шин «Кама-221». Вроде бы, помеченные «снежинкой», они не выглядят зимними: шашки протектора не рассечены мелкими прорезями-ламелями. Для бездорожья же шашки некрупные, канавки между ними сравнительно узкие и быстро забиваются грязью, как говорят – «замыливаются». Из-за этого пикап начинает буксовать даже в небольших ямках. При этом «замыленные» шины успешно «фрезеруют» эти ямки, превращая их в ямы, откуда автомобилю своим ходом уже не выбраться. Нужен «тягач», причем, желательно, стоящий на твердой земле, то есть, потребуется трос значительной длины и, предпочтительно, рывковый. Вытащить из болота уазовского «бегемота» не так-то просто: его снаряженная масса составляет 2215 кг, полная – 2940 кг.
Здесь отметим разницу в грузоподъемности двух уазовских моделей: у стандартного «Патриота» она составляет 525 кг, у пикапа – 725 кг. При этом в свидетельстве о регистрации автомобиля тип транспортного средства обозначен как «легковые прочие». Многие иностранные пикапы называются «бортовыми грузовыми» и щеголяют грузоподъемностью более 1000 кг. Им въезд в некоторые центральные районы Москвы заказан, а уазовской модели, вроде бы, нет… но, честно говоря, я не рискнул это проверить. А вот что точно могу подтвердить, так это то, что в подземные паркинги торговых центров пикап «вписывается» уверенно, в том числе по высоте.
По сути, для меня тест двух моделей УАЗа оказался в своем роде сравнительным. Так вот, даже не знаю теперь, какой из версий отдать предпочтение. С одной стороны, кузов пикапа неизмеримо вместительнее, однако в салоне у него не уляжешься поспать, как в стандартном «Патриоте». Дизельный мотор существенно экономичнее бензинового, но скоростные качества модели с ним оставляют желать много лучшего. К тому же вызывает сомнения качество сборки российского дизеля, и небезосновательно: уж очень небрежно скомпонован моторный отсек. Может, в нем повсюду и рассованы устройства и агрегаты с логотипом Bosch, только, думаю, старина Роберт не обрадовался бы, увидев эту многоплановую композицию, напоминающую картины его однофамильца Иеронима Босха (нидерл. Jheronimus Bosch). Да и Рудольф Дизель, послушав звук работы агрегата Заволжского моторного завода, наверняка заявил бы, что не имеет к нему категорически никакого отношения.
Как отнеслась семья к пикапу? Практически так же благосклонно, как и к «Патриоту». Жене бросилось в глаза, что косо установлен руль, дочь посетовала, что долго прогревается салон, племянник, – что под локоть постоянно попадает клавиша электростеклоподъемника, и стекло начинает опускаться. На тесноту на заднем ряду не пожаловался никто. Сам же я, в случае покупки, сегодня, наверное, склонился бы к бензиновому варианту. Или подождал бы появления модификации с зарубежным дизелем, например, от корейских автомобилей SsangYong.
Остается добавить, что цены на уазовские пикапы с бензиновыми двигателями аналогичны ценам на «Патриоты». А вот дизельные пикапы почему-то заметно дороже дизельных «Патриотов». Пожалуй, это может также послужить аргументом в пользу покупки бензиновой версии.
Андрей Ладыгин